30.08.2016 08:35
Новости.
Просмотров всего: 4262; сегодня: 3.

Архитектурное решение набережной в Архангельске - уникальный проект

Архитектурное решение набережной в Архангельске - уникальный проект

Во время очередного визита в Архангельск известный российский архитектор Михаил Мамошин рассказал об архитектурной ситуации в России и градостроительном развитии столицы Поморья.

Напомним, что уроженец Онеги, член правления Союза архитекторов России, академик архитектуры Михаил Мамошин регулярно приезжает в Архангельск, инспектируя ход реализации своего авторского проекта комплексной застройки набережной Северной Двины на участке от ул. Поморской до ул. Иоанна Кронштадтского, который осуществляет холдинг «Аквилон-Инвест».

- Михаил Александрович, вы спроектировали более 50 объектов в Санкт-Петербурге, других городах страны, постоянно общаетесь с коллегами по профессиональному сообществу на федеральном уровне. Как бы вы охарактеризовали современную архитектурную ситуацию в нашей стране?

- Мне кажется, что сегодня уже закончился период поисков, «перезагрузки», и сейчас мы уверено вошли в новое время, освоив за последнюю четверть века технологический аспект современной архитектуры, типологический и философский ее аспекты. На сегодняшний день российская архитектурная школа является полноценной европейской школой. Процесс вынужденной 70-летней изоляции остался в прошлом.

- Востребована ли сейчас архитектура именно как искусство, или она выполняет в основном утилитарные задачи?

- Архитектура была и остается в лоне художественной культуры. Это явление очень комплексное, поскольку настоящий архитектор – это человек, владеющий максимальным количеством компонентов профессии: это и художественная и техническая, и технологическая составляющие, и конечно градостроительный аспект. Поэтому архитектура свою суть не меняет. Есть, конечно, более или менее удачные художественные решения конкретных объектов. Но это было всегда. Художественный момент – сложное явление, и связано это с изменением системы эстетических ценностей: от иррационального к рациональному; с соотношением приоритетов духовного и материального, исторического и современного.

- Как вы оцениваете градостроительную и архитектурную ситуацию в Архангельске?

- Я считаю, что в целом Архангельск – неиспорченный город. Сегодня в России много региональных центров, где было желание сделать что-то особенное, удивительное, и были для этого средства. В итоге появилось много разных архитектурно неоправданных и ненужных объектов, особенно это касается вертикальной застройки. Слава Богу, в Архангельске этого нет, и город не утратил свою ментальность, представляя эволюцию от финно-угорского поселения, превратившегося сквозь призму византийской традиции в русский город, а затем в город нового времени – европейский портовый, торговый и промышленный, потом советский город. Эволюция была достаточно плавной и Архангельск – один из немногих цельных городов, который достойно прошел через все эти эпохи. Хотя и не без серьезных потерь…

- Сейчас идет активная дискуссия на тему строительства на Соловках. Ваше отношение к спорам вокруг новых объектов на архипелаге?

- Как член Всемирной организации по охране культурного наследия могу высказать официальную точку зрения. Она такова: на территории Соловков должно появляться как можно меньше новых объектов. Там необходимо сохранять и восстанавливать исторический природно-архитектурный ландшафтный комплекс. Это уникальный симбиоз нужно беречь и ни в коем случае не преображать новой архитектурой. У нас не так много таких мест, а Соловки для Поморского края – очень важная тоска культурной опоры и мы должны сохранить ее в первозданном виде. Конечно, необходимы объекты, выполняющие функции современной инфраструктуры, но не за счет дополнительной геометрии. Все необходимо делать максимально аккуратно, именно из этого должно исходить градостроительное планирование на Соловках.

- Новая застройка набережной Северной Двины под условным названием «От «Альфы» до «Омеги»» также вызвала дискуссию. Проекты такого масштаба сейчас реализуются в городах сопоставимых с Архангельском?

- Архангельск – удивительный и нелинейный город. Вообще городов в дельте реки, впадающей в море не так много. Это Петербург, который я хорошо знаю, Гавр во Франции, Нью-Йорк в США. Архангельск нельзя сопоставлять, например, с городами на Волге, которые не начинаются и не кончаются, а мы их просто проезжаем. У Архангельска уникальная геолокация, город сам по себе самодостаточный. Здесь другая природа и другой антропогенный исторический ландшафт. На Волге его составляли баржи, а у нас – лес мачт. И если сравнивать, то скорее важным компонентом будет скандинавская составляющая, связь с североевропейской культурной традицией. Это если хотите бренд Архангельска.

- Но, тем не менее, набережные застраиваются в других городах?

- Конечно. Но в России проект, реализуемый в Архангельске, причем за счет средств инвесторов – явление уникальное. Если брать сопоставимые проекты, то можно привести примеры из Европы: Хафен-сити в Гамбурге на набережной Эльбы, набережная Рейна с кранами в Кельне, набережные Лондона. Есть аналогичные проекты в городах Швеции и Финляндии. Выход на воду – один из самых сильных приемов в североевропейской архитектуры.

- Как у вас родился замысел этого проекта? Чем лично для вас он уникален?

- Я с детства очень хорошо помню это место: городской рынок, запах свежей и соленой рыбы, Интерклуб, кинотеатр «Север», магазин «Соловецкий», Макаровские бани, переправа в аэропорт на Кего - здесь просто кипела жизнь. Сюда люди приходили просто погулять, водили детей – такой архангельский променад. Это было одно из самых динамичных мест в Архангельске, в нем концентрировалась энергия города. Убрали рынок, рыбная торговля перешла в другой формат, закрылся аэродром на Кего, что резко сократило перевозки по реке, и место оказалось заброшенным, жизнь на нем замерла. И для меня главным ментальным посылом было вернуть энергию жизни, импульс движения в исторический деловой центр Архангельска. Что касается объемно-художественных вещей, то я ориентировался на ландшафт леса корабельных мачт, который нашел отражение в облике зданий, в геометрии и формах их архитектуры. И если посмотреть на исторические фото Архангельска, то мы увидим между доминантами: Михайло-Архангельским и Троицким соборами – возвышение между улицами Поморской и Шенкурской (теперь Иоанна Кронштадтского) – самое высокое место, формируемое корабельными причалами. И память места – очень важная вещь.

- Рассматривается ли новая набережная в этом контексте не только как деловой центр, но и как общедоступная зона отдыха для всех горожан?

- Это пространство имеет как интровертное, так и экстравертное качество. Его внутренне наполнение – жилые дома «Омега-Хаус» и ALFHA, квартиры, сопутствующая насыщенная инфраструктура, и многофункциональный общественно-деловой комплекс DELТA. Кстати он очень долго прорисовывался. В итоге получилась тринакрия, но не сицилийская, а как я говорю поморская: в плане солярный трехлопосной знак с атриумом посередине. Это будет первый такой масштабный атриум в Архангельске, доступный для горожан: там можно будет выпить чашечку кофе, назначить встречу в непогоду. При этом DELТA станет очагом деловой жизни. Впервые в Архангельск придет мировая гостиничная сеть Novotel, и сама структура центра ориентирована на его многообразное использование. Такого пока нет во многих городах. Проект ориентирован на актуальную философию градостроительства, в основе которой, полифункциональность. Беда нашего времени – монофункция многих архитектурных объектов. Вот стоит Дворец пионеров, замечательное здание, но оно монофункционально. Стоит театр, но его деятельность замкнута внутри. А сегодня востребован круговорот жизни, постоянное использование архитектурного пространства. И делается это для всех горожан и самое главное, что в составе комплекса задумана пешеходная набережная вдоль Северной Двины. Впервые Архангельск получит непрерывную променаду - от моста до моста. Это очень важно – ведь Северная Двина – это главная улица Архангельска. Слава Богу, что в свое время Вадиму Михайловичу Кибиреву удалось в свое время сделать набережную, которая стала брендом города, самым большим публичным пространством.

- Насколько на ваш взгляд ансамбль гармонично вписывается в облик Архангельска?

- Я специально прорабатывал вопросы включения проекта застройки в существующий облик города. Каждый этап градостроительной истории Архангельска имеет свой язык. И то, что мы видим сегодня – это некий симбиоз сложившейся современности и традиционной поморской ментальности. Так я это себе представлял и такие задачи ставил.

- Ваше отношение к сохранению исторической застройки Архангельска?

- Мне кажется застройка застройке рознь. Сегодня можно с большой уверенностью утверждать, что единичные деревянные памятники утратили свой градостроительный контекст. Это своеобразные осколки прежней жизни города. К ним нужно подходить с коллекционных позиций. Настало время для принятия решения об их судьбе, так же как было принято решение о создании музея деревянного зодчества в Малых Корелах. Была очень серьезна дискуссия, оппоненты говорили, что памятники могут существовать только в аутентичном ландшафте. Но жизнь имеет свои законы, есть энтропия: умирает дерево, умирают населенные пункты. И то, что удалось сохранить, перевезя в Малые Корелы, мы можем оценить только сейчас. И этим путем можно пойти сейчас в Архангельске: оставшиеся жемчужины деревянного зодчества сконцентрировать в одном месте. Это может быть вариант по типу улицы Чумбарова-Лучинского, это может быть квартал в Соломбале. А высвобождающиеся пространства использовать для нового строительства. При этом я сторонник сохранения квартального принципа застройки. Не надо экспериментировать с планировочной структурой, ее можно насытить современными архитектурными идеями.

- Возвращаясь к проекту набережной. Как вы относитесь к идее насыщения рекреационной зоны малыми архитектурными формами?

- Как мы уже сказали – набережная это главное открытое общественное пространство Архангельска. И как таковое оно нуждается в насыщении. Дискуссии об этом идут во всем мире. Сам Господь Бог создал это место и его нужно использовать. Это могут быть самые разные вещи: это и велосипедные дорожки и городская скульптура, и сохраненные технические артефакты: например, есть идея установить здесь лесовоз или даже портовый кран.

- Появление новой набережной в Архангельске означает, что Архангельск не такой уж и провинциальный город?

- Архангельск никогда не был провинциальным городом! Термин «самодостаточный» к нему наиболее подходит. Таким он был всегда. Мы уже говорили о его уникальной геолокации – в силу этого Архангельск будет жить всегда, эволюционируя и меняя свой облик. Он создавался для торговли, вряд ли кому-то в конце 16 века приходило в голову, что здесь будет центр лесопиления, или, что в Двине станет мало рыбы. Или что будут открыты алмазы. Если мы посмотрим на Архангельск из космоса, то увидим, что это не рядовой город не только в России. Это южная точка Арктики, это особая ментальность, особая судьба если хотите.

- Ваши проекты в Архангельске задают его облик как современного города?

- Понятие «Современность» трактуется по-разному. Это и текущая реальность, повседневность, и «Модерн» как эпоха. Я думаю, что так архитектура, которая воплощается на набережной, она адекватна 21 веку, всем мировым типологическим требованиям и градостроительным концептам. И это, безусловно, хорошо.

Строительно-инвестиционный холдинг «Аквилон-Инвест» - одна из ведущих девелоперских компаний, предоставляющих полный спектр услуг на рынке недвижимости - создана в Архангельске 13 октября 2003 года. Входит в ТОП-200 крупнейших застройщиков жилья РФ, является обладателем Золотого знака «Надежный застройщик России 2015».

В активе холдинга около 50 построенных объектов различного назначения общей площадью более 250 тысяч кв. м: современных жилых комплексов с подземными паркингами, многофункциональных торгово-развлекательных центров и офисных зданий. Все здания были введены в эксплуатацию без замечаний со стороны органов государственного строительного надзора и точно в срок. Конечным продуктом, предлагаемым фирмой на рынке, являются квартиры и объекты коммерческой недвижимости. Партнерами «Аквилон-Инвест» являются ведущие финансово-кредитные учреждения - Сбербанк и ВТБ24, которые предлагают клиентам холдинга специальные условия на кредитные продукты.


Архитектурное решение набережной в Архангельске - уникальный проект

Архитектурное решение набережной в Архангельске - уникальный проект


Ньюсмейкер: Аквилон Инвест — 203 публикации
Поделиться:

Интересно:

Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
22.04.2024 18:24 Новости
В Херсонской области для памятников и мемориалов создадут «паспорт»
Создать паспорта для каждого памятника и мемориала, в первую очередь посвященного Великой Отечественной войны, решили по итогам обсуждения реализации партпроекта. Об этом сообщает пресс-служба «Единой России». «Это позволит нам точно знать, сколько памятников в Херсонской области, в каком они...
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
22.04.2024 17:39 Консультации
Как заключить контракт при наличии разногласий рассказали эксперты
Эксперты и общественные помощники Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва делятся с бизнес-сообществом полезной информацией на актуальные темы. Общественный помощник Уполномоченного по государственным закупкам – Сергей Маковеев подготовил очередную...
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
22.04.2024 16:56 Новости
Память солдат РККА, погибших на Зееловских высотах, почтили дипломаты
21 апреля 2024 года на мемориальном комплексе «Зееловские высоты» была проведена памятная церемония возложения венков. Об этом сообщается на странице Посольства России в Германии в соцсети ВКонтакте. В мероприятии приняли участие сотрудники Посольства Российской Федерации в ФРГ, Представительства...
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
22.04.2024 12:29 Новости
Как передовые части советской армии готовили штурм Берлина
Чтобы понять обстановку, сложившуюся к 22 апреля 1945 года, необходимо начать с того, что предшествовало штурму Берлина. К концу марта 1945 г. военное положение Германии было патовым, хотя Вермахт продолжал оказывать активное сопротивление и насчитывал до 220 дивизий и бригад. Также в распоряжении...