Сегодня понедельник, 30.03.2020: публикаций: 5523
Новости. Опубликовано 11.11.2015 13:59  Просмотров всего: 1600; сегодня: 1.

Поколение Z изменит российский рынок недвижимости

Поколение Z изменит российский рынок недвижимости

Уральские эксперты прогнозируют, что в ближайшие 10-20 лет рынок недвижимости может претерпеть существенные изменения. К этому времени подрастет мобильное поколение 2000-х гг., для которого покупка собственной квартиры перестанет быть «сакральной ценностью». Это может привести не только к сокращению спроса на жилье, но и подстегнуть развитие новых для России форматов недвижимости.

«На подходе у нас малочисленное поколение, рожденных в 1990-е годы. Очевидно, что эта демографическая «яма» станет фактором для снижения спроса на жилье. Следом придёт поколение 2000-х и усилит тенденцию. Оно будет гораздо мобильнее и готово к длительному проживанию в арендном жилье. Это значит, что собственная квартира перестанет быть для них главной финансовой целью и некой «сакральной ценностью», – считает руководитель аналитического отдела РИЦ УПН Михаил Хорьков.

Одним из ответов на изменение предпочтений могут стать доходные дома, о которых так давно говорят властные структуры - то есть многоквартирные жилые дома, которые специально строятся для последующей сдачи квартир в аренду.. К подобным разговорам и перспективам развития нового формата девелоперы относятся по-разному, но сходятся в том, что пока в России развивать этот сегмент недвижимости, мягко говоря, затруднительно, поскольку сроки окупаемости доходных домов составляют более 15 лет.

«Все, что рассказывают про доступное жилье – это разговоры для нового электорального цикла. Не надо никому столько жилья в собственность. Основная масса жилья должна быть арендной. А ее сегодня быть не может по определению, потому что никто не имеет длинного проектного кредитования, – уверен полномочный представитель РГУД в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль. – Ни один девелопер не будет вкладывать деньги со сроком окупаемости в 15-20 лет без дотирования арендной ставки определенным категориям потребителей, без инженерной подготовки площадок и без дотирования ставки по кредитам».

Согласен с коллегой и исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников: «Разговоры об арендном жилье мне просто смешны. В Европе, где стоимость фондирования составляет 2,5% годовых, это возможно. Поскольку застройщика устраивает рентабельность на уровне 5% при сроке окупаемости проекта в 10 лет. У нас стоимость фондирования 16%. При этом получить деньги крайне сложно. В таких условиях строить арендное жилье нереально».

Стоит отметить, что в России есть успешный пример – элитный доходный дом ДИПСа (ныне ликвидированного Департамента инвестиционных программ строительства правительства Москвы), введенный в 2003 году. Но эксперты не скрывают, что данный проект – не лучший показатель для этой категории объектов, ведь ДИПС был городской структурой и не нес затрат на приобретение участка под строительство, которое, как известно, является львиной долей первоначальных вложений рядового девелопера.

Г-н Хорьков отмечает, что такое положение дел не остановит тенденцию: «Так или иначе, с участием девелоперов или без, но арендный рынок сформируется. Только, скорее всего, он будет «серым» с обильным предложением».

Впрочем, арендные дома – не единственный вариант жилья для мобильного населения, реальным трендом на рынке уже сегодня становятся апартаменты. Эксперты отмечают, что апартаменты подходят как для краткосрочного, так и для длительного проживания. При этом все вопросы, связанные с арендой апартаментов, решаются через управляющую компанию. Это удобнее для инвесторов, и делает процесс аренды гораздо прозрачнее и цивилизованнее, чем на рынке съемного жилья. А в отличие от доходных домов апартаменты обладают развитой инфраструктурой и предлагают жильцам сервис гостиничного уровня.

Для России апартаменты уже давно не редкость. В Екатеринбурге флагманом в этом формате стала компания «Атомстройкомплекс», которая в этом году запустила первый комплекс апартаментов бизнес-класса «Огни Екатеринбурга» под управлением специализированной УК, а сейчас строит еще два объекта в центре Екатеринбурга – комплекс апартаментов ARTEK и МФК Opera Tower. Застройщик уверен - формат придется по вкусу не только поколению Z, но и тем, чей образ и темп жизни уже сегодня требуют определенного уровня бытового комфорта и сервиса: «Специфика апартаментов заключается в том, что это не только комфортное место для жизни в центре города, где есть дефицит новых жилых объектов. Это, прежде всего, набор сопутствующих функций, который и привлекает основную категорию покупателей апартаментов – людей, живущих в достаточно быстром темпе и ценящих свое время настолько, чтобы не разменивать его на бытовые вопросы – уверен Сергей Кравчук, директор агентства коммерческой недвижимости «Атомстройкомплекс». – Такую концепцию мы воплотили в комплексе «Огни Екатеринбурга». На первых трех этажах здесь расположена коммерческая инфраструктура - лобби-кафе, детский клуб, продуктовый магазин, два салона красоты, интерьерный и маникюрный салоны, магазин одежды, офисы, рестораны, автомоечный комплекс. Кроме того, Управляющая компания предоставляет жильцам сервис для комфортного проживания: услуги cлужбы reception, room-сервиса, прачечной. В комплексе апартаментов ARTEK будет представлена та же Управляющая компания и собственный сервисный блок. На этих объектах мы будем внимательно замерять спрос на такой формат», – пообещал эксперт.


Ньюсмейкер: Ekbrealty — 9 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос