Сегодня суббота, 04.04.2020: публикаций: 5520
Новости. Опубликовано 21.04.2015 18:19  Просмотров всего: 953; сегодня: 1.

Торговые центры на грани нервного срыва

Торговые центры на грани нервного срыва

Изменения в потребительском поведении граждан поставят под угрозу эффективность девелопмента торговых проектов.

Рост цен на потребительские товары, спровоцированный кризисными явлениями в экономике, неизбежно приведет к изменению структуры потребления - россияне, в том числе и москвичи, будут экономить на одних товарах и увеличивать расходы на другие, что, в свою очередь, повлечет за собой изменение арендных ставок в торговых центрах для разных групп арендаторов на фоне прироста торговых площадей и пересмотр концепций торговых объектов.

По прогнозам компании RRG, средневзвешенный уровень роста цен на потребительские товары и услуги в 2015 году составит 31,2%. Увеличение цен приведет к соответствующему увеличению расходов на определенные группы товаров и услуг. При этом доходы домохозяйств не растут, следовательно - население будет вынуждено экономить.

«Структура расходов россиян уже изменилась и в дальнейшем еще изменится, - комментирует председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. - Так называемые «защищенные» группы товаров увеличат свою долю в структуре расходов, а «незащищенные», в свою очередь, уменьшат. В число первых входят, в частности, расходы на лекарства и медицинские услуги, коммунальные услуги, транспортные расходы, продукты питания и товары первой необходимости - на них люди экономить не смогут. А вот на товарах для дома, ремонта, на электронике, одежде и обуви, спортивных товарах и развлечениях - вполне».

По данным RRG, в 2014 году структура расходов домохозяйств Москвы выглядела следующим образом:

Скорректировав потребительские расходы с учетом возможной экономии, специалисты RRG получили ожидаемую структуру расходов населения столицы в 2015 году:

Наиболее заметное изменение, как показывают диаграммы, наблюдаются в сегменте FMCG-товаров, доля расходов на которые по прогнозам RRG вырастет с 31% в 2014 году до 38% в 2015-ом.

«Зачем это нужно знать владельцам торговых центров? Очевидно, что изменения в структуре расходов россиян приведут к изменениям оборотов ритейлеров, - поясняет Денис Колокольников. - У большинства из них уже наблюдается снижение маржинальности, что, в свою очередь, приводит к сокращению доли расходов на аренду, и как следствие, к снижению арендных ставок. Кроме того, если на определенную группу товаров будет снижаться доля расходов, то с целью сохранения оборотов логично сокращать и размер площадей магазинов в этом сегменте».

По расчетам RRG, арендные ставки на рынке торговой недвижимости Москвы могут упасть в 2015 году в рублях на 25-30% в среднем. Наиболее сильное снижение произойдет в сегменте общепита, спорттоваров, одежды и обуви, так как обороты арендаторов перечисленных профилей уменьшатся наиболее существенно.

«Если собственники ТЦ будут игнорировать происходящие в структуре потребления изменения, показатели эффективности торговых проектов резко снизятся, вплоть до уровня, когда девелоперский проект может быть признан неэффективным в принципе, имея к тому же негативный кредитный фон», — предупреждает эксперт.

По его словам, в новых экономических условиях большинство ТЦ, с учетом возросшей роли «первичных» потребностей граждан, будут нуждаться в аудите и последующей корректировке концепции. Остаться на плаву в кризис, в первую очередь, поможет увеличение доли «антикризисных» арендаторов - супермаркетов, гипермаркетов, магазинов детских товаров и прочих, а также заполнять пустующие площади низко маржинальными или вообще бесплатными интеллектуальными образовательными и развлекательными операторами для детей и взрослых, арт-галереями и т.д.

«Но единого для всех торговых центров рецепта спасения нет, с каждым нужно работать индивидуально, проводить мониторинги потребностей целевой аудитории и принимать другие «реанимационные» меры. Причем делать это, учитывая нестабильность экономики, придется регулярно», - резюмирует Денис Колокольников.


Ньюсмейкер: Russian Research Group — 200 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку

PR-агентство: PR-Стиль
PR-Стиль
Сайт:pr-stil.ru
E-Mail:skubitskaya@pr-stil.ru
Телефон:8 495 649 46 90
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос