25.02.2015 17:20
Аналитика.
Просмотров всего: 2033; сегодня: 1.

Эксперт: о ликвидности благоустроенных БЦ на рынке недвижимости

За прошлый год в Москве было введено рекордное за пять лет количество офисных площадей, почти 1,5 млн. кв. м., из них порядка 50 % относится к недвижимости класса А. Ожидается, что в 2015 году будет введено около одного миллиона квадратных метров. Конкуренция на рынке качественной офисной недвижимости растет с каждым годом. Илья Тюкин, директор ГК «Арт-фасад», отмечает, что в нынешних условиях макроэкономической нестабильности и высокой конкуренции собственникам необходимо задуматься о создании добавочной стоимости для арендаторов, уделяя внимание благоустройству и комфорту офисных площадей: организации зон отдыха, озеленению, благоустройству прилегающей территории, расширению парковочных опций, навигации, созданию дополнительных услуг и прочее.

Первые качественные объекты офисной недвижимости в России появились в 2002-2007 годах. На данный момент работа с качественными параметрами объектов развивается весьма скромными темпами, и в основном в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку столичные рынки более конкурентны, что и толкает к развитию продукта. В регионах данная концепция пока не нашла массового отклика среди собственников. Естественно, говорить о сильной сформированной тенденции на сегодняшний день неуместно.

Стоит отметить, что создание объекта офисной недвижимости, отличного от «стандартного предложения» может идти двумя путями: инициатива исходит со стороны арендаторов, нуждающихся в качественных и комфортных площадях; или девелопер может принять решение вывести на рынок продукт более высокого качества и повысить таким образом ликвидность.

Однако, существует заблуждение, что любые улучшения и даже благоустройство бизнес-центров требует от девелопера значительного увеличения бюджета и, как следствие, в дальнейшем сказывается на арендной ставке или срокам окупаемости. «Презумпция дороговизны» возникла ввиду того, что на рынке практически отсутствуют компании, профессионально занимающиеся управлением качественными параметрами, благоустройством и приданию офисным зданиям и их прилегающим территориям приятной ухоженности и высокой функциональности. Таких – единицы, а в регионах они вовсе не представлены.

Девелоперы, которые грамотно подходят к реализации объектов заранее планируют места общего пользования, входные группы, потоки на территории и внутри зданий, инфраструктуру, круглогодичную рекреацию, сервисные функции и опции комфорта – места для курения, общественные переговорные, спектр услуг и проч. Но часто такой параметр как среда вообще выпадает из поля зрения девелопера, или же им занимаются «постфактум», на «оставшиеся» средства.

Но создание комфортной среды от планирования до реализации играет положительную роль как для собственников, так и для арендаторов. Основополагающим преимуществом для владельцев БЦ станут ликвидность, устойчивость спроса и как следствие – повышенная капитализация. Вероятно, что косвенно укрепится бренд объекта и девелопера. Отрицательным влиянием станет пусть и незначительное, но увеличение эксплуатационных платежей, в части направляемой на поддержание качества созданных территорий. Но грамотное проектирование и выбор элементов благоустройства и сервиса способны свести эти затраты к мало ощутимому арендатором прибавлению.

Арендаторам в свою очередь выгодно размещение офиса в бизнес-центре с развитой средой и инфраструктурой. Основной плюс - комфортные условия, повышающие лояльность сотрудников. Кроме того, недавно проведенные исследования показывают, что, например, наличие мест отдыха демонстрирует доверие руководства своим сотрудникам, что в свою очередь является мощной мотивацией к труду. Также условия работы повышают привлекательность работодателя на рынке труда, что позволит получить лучшую команду. Важно и то, что в современном, комфортном, функциональном БЦ возможно создать обстановку, располагающую к доверительному общению с клиентами или партнерами и укрепить имидж компании.


Ньюсмейкер: ГК Арт-фасад — 19 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...