Хорошая транспортная доступность традиционно считается на загородном рынке обязательным условием для принадлежности поселка к бизнес- и элитному сегментам. В то же время, по данным исследования предпочтений аудитории высокобюджетной загородной недвижимости, проведенного компанией «Вектор Инвестментс», реальный покупательский интерес в верхнем сегменте рынка ориентирован не только на пропускную способность трасс, но и на близость остановок общественного транспорта – прежде всего, железной дороги.
При выборе площадки для строительства поселка элитного или бизнес-класса девелоперы выбирают участки на престижных направлениях с хорошей пропускной способностью – таких как Новорижское, Минское, Можайское, Киевское, Калужское шоссе. На вторичном рынке наличие удобных подъездных путей к дому также является важным фактором, влияющим на его ликвидность. Именно поэтому, как свидетельствует статистика сделок, собранная «Вектор Инвестментс», качественное предложение на западе области является более востребованным в том случае, если подъездные пути к объекту организованы со стороны Новорижского шоссе, и менее востребованным, если подъезд возможен только с Рублевки.
Однако данные исследования покупательского поведения, проведенного аналитиками «Вектор Инвестментс», свидетельствуют о том, что такой фактор, как доступность железнодорожного транспорта, перекрывает возможные проблемы с автомобильной доступностью проектов бизнес- и элитного классов, связанные с реконструкцией трасс или систематическими сложностями из-за большого потока трафика. «Близость станций железнодорожного транспорта всегда считалась фактором, повышающим привлекательность поселков эконом-класса. Однако, как подтверждают данные нашего исследования, сегодня его влияние отчетливо прослеживается в бизнес- и элитном сегментах, - рассказывает генеральный директор компании «Вектор Инвестментс» Дмитрий Бадаев. – Ситуация с загруженностью ряда престижных трасс постепенно привела к тому, что жители элитных поселков в большинстве своем предпочитают добираться до города на электричках. Причем речь идет не об обслуживающем персонале, а именно о значительной части жителей поселков и членах их семей».
В настоящее время, отмечается в исследовании «Вектор Инвестментс», большинство поселков элитного и бизнес-классов, расположенных вблизи станций железнодорожного транспорта, в которых ведутся активные продажи, находятся по Минскому, Можайскому (Белорусская ж/д), Волоколамскому (Рижское направление ж/д), Дмитровскому (Савеловское направление ж/д) шоссе. Поселки бизнес-класса с хорошей железнодорожной доступностью, активно продающиеся сегодня либо распроданные к концу первого полугодия 2013 года, есть также на Ярославском и Каширском шоссе. «Высокая востребованность высококачественных поселков, расположенных недалеко от станций железнодорожного транспорта, приводит к тому, что в перспективе большинство девелоперов загородных проектов элитного и бизнес-классов будут выбирать площадки для своих проектов, ориентируясь на этот фактор как на один из ключевых. Мы давно пришли к пониманию его важности и всегда учитываем при выборе участка. Так, именно хорошая доступность как автомобильным, так и железнодорожным транспортом является сильной стороной нашего проекта Река-Река», – комментирует Дмитрий Бадаев.
Данные исследования «Вектор Инвестментс» подтверждаются и основными игроками рынка элитной недвижимости. «Могу с уверенностью сказать, что наличие железнодорожного сообщения – это огромный плюс для элитного загородного проекта, - соглашается Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства элитной недвижимости Tweed. – Причем в пользу этого утверждения как мой опыт руководства агентством элитной недвижимости, так и опыт жителя престижного стародачного поселка «Фрунзевец», расположенного рядом со станцией железной дороги «Апрелевка». Многие жители поселка, в том числе и я, пользуются для сообщения с Москвой именно железной дорогой – и дело не в показной демократичности, а в том, что это дает возможность за полчаса добраться от станции до центра столицы. Многие состоятельные жители «Фрунзевца» до станции доезжают на машинах, а потом пересаживаются на электричку, отправляя водителей следом по пробкам до города. Точно также поступают и владельцы домов на суперпрестижной Николиной горе, в Переделкино».
Важность такого фактора, как сообщение элитных загородных поселков с Москвой посредством комфортабельных пригородных поездов, понимают и транспортники, отмечает Дмитрий Бадаев: «Об этом говорит, например, заявление РЖД о запуске совместно с «Аэроэкспрессом» нового скоростного поезда, соединяющего село Усово на Рублево-Успенском шоссе с Белорусским вокзалом, в состав которого войдут специальные вагоны бизнес- и элитного классов. Тот факт, что Москву свяжет с Рублевкой комфортабельная электричка, позволяющая за полчаса добраться до города, положительно скажется на имидже Рублево-Успенского направления. Со временем аналогичные меры будут приняты и на других направлениях, где есть соответствующая потребность. Дополнительной возможностью быстро и беспрепятственно добраться до города для жителей поселков ближайшего Подмосковья станет и наземное метро, линии которого, судя по заявлениям Минтранса, уже со следующего года начнут соединять столицу с основными населенными пунктами области».