Завершившаяся 14 марта выставка MIPIM 2008 в Каннах вызвала массу противоречивых мнений об уровне организации инвестиционного форума и степени подготовленности российских участников. В этом году крупнейшее событие в области недвижимости встретило более 50 тыс. человек из 85 стран. 7 тыс. компаний приехали на Лазурный берег Франции в Канны, из которых более 500 – российские (на 13% больше по сравнению с 2007 г.).
Увеличение количества российских участников на выставке вполне закономерно и объяснимо: участие в таком масштабном мероприятии международного формата дает возможности для продвижения проектов, укреплению партнерских отношений, новых деловых знакомств и привлечения колоссальных инвестиций.
Однако, несмотря на размах, результаты выставки для российских девелоперов выглядят не столь оптимистичными.
Во-первых, российских проектов не было даже среди номинантов на награды МИПИМ (в прошлом году впервые в истории MIPIM победил российский проект реконструкции петербургского острова Новая Голландия).
Во-вторых, размер привлеченных инвестиций оказался гораздо меньше ожидаемого. То, что Краснодарский край в первый же день работы выставки MIPIM-2008 заключил десять инвестиционных соглашений на сумму 860 миллионов евро, а в целом, подписал инвестконтрактов более чем на 4 млрд. долл. вполне объяснимо предстоящим статусом города Сочи. Однако, много ли это для столицы будущей Олимпиады?
По мнению Сергея Маркова, генерального директора компании ФОК (ООО «Финансовый и организационный консалтинг»), причиной низкой результативности участия в выставке российских компаний является недостаточный уровень проработки инвестиционных предложений: «Качество презентаций проектов не измеряется площадью стендов или павильонов. Российские стенды поражали размахом. С учетом каннских арендных ставок, редкому российскому участнику выставка обошлась менее чем в 100 тыс. евро. А те, кто снял под экспозицию отдельный павильон или шатер, освоили бюджеты в сотни тысяч евро. Мало кто из российских участников получил эффект от столь дорогостоящего маркетинга в размере миллионов привлеченных инвестиций. Между тем, мой знакомый европейский девелопер потратил всего три тысячи евро на посещение выставки и без собственного стенда провел десятки встреч с инвесторами. В результате, на проект стоимостью 100 млн. евро подписались сразу три инвестора».
Российские экспозиции вызывали громадный интерес в первый день выставки. Однако на российских стендах инвесторов чаще ждало разочарование уровнем проработки проектов. Кроме грандиозных макетов и красивого оформления, качественный инвестиционный материал представили лишь немногие российские компании, которые заблаговременно проработали проекты, а не собрали в дорогу «что было». Наиболее часто отсутствовали маркетинговые концепции, этапы реализации и финансовые модели проектов.
Напрашивается вывод, что имиджевые и PR приемы способны привлечь внимание потенциальных инвесторов и партнеров, но для получения результата конструктивные переговоры необходимо вести на основе тщательно проработанных инвестиционных предложений.