13.03.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 6380; сегодня: 1.

«Итальянский квартал» и его классические архитектурные прототипы

«Итальянский квартал» и его классические архитектурные прототипы

Комплекс элитных особняков «Итальянский квартал» во многих смыслах связан с итальянской классической архитектурой. Представляем вашему вниманию 10 архитектурных ассоциаций проекта «Итальянский квартал» с классической архитектурной традицией Италии.

РИМСКИЙ ТЕАТР

Никто еще не придумал строить жилой квартал в форме амфитеатра. Это самая главная находка и изобретение Михаила Филиппова. Изначально амфитеатр возник в Древней Греции, но именно римляне развили эту форму до совершенства. Именно они понастроили амфитеатров по всей Римской империи, многие из которых сохранились до сих пор. Амфитеатр - это нечто вроде стадиона с трибунами, которые поддерживаются субструкциями.

СТЕНА КОЛИЗЕЯ

Ряд арок, покрытых рустом, – мотив, взятый из Колизея, самого большого и знаменитого античного театра (I век н.э.), руины которого находятся в Риме. Эти аркады оформляют первый ярус нескольких корпусов Итальянского квартала. Михаил Филиппов не копирует буквально, а творчески приспосабливает мотив к схеме современного многоквартирного дома. Он растягивает арки на два этажа. Он отказывается от ордерных элементов, которые есть в Колизее. Здесь бы они мельчили масштаб.

ДВОРЫ РЕНЕССАНСНЫХ ПАЛАЦЦО

«Итальянский квартал» имеет уникальную систему дворов, которые соединены между собой ренессансными арками с муфтированными колоннами. Привычка украшать дворы колоннами и арками идет от палаццо и вилл эпохи Возрождения. Этот прием, кстати, оценили еще архитекторы Серебряного века – эпохи расцвета неоклассической архитектуры и предпринимательства.

ТЕРРАСЫ

Появление в Москве террасного дома - большое событие. Террасы – это то, чего так не хватало столице. Невозможно представить итальянские, да и любые средиземноморские города без террас. Особенно эффектно террасы смотрятся в прибрежных городах, расположенных на холме. Именно с таким городом на холме ассоциируется «Итальянский квартал», поскольку его радиальные корпуса постепенно понижаются от десяти до четырех этажей. Это дало возможность устроить террасы во многих квартирах. Террасы живописны, потому что на них приятно смотреть снаружи. Они поэтичны, потому что на них приятно завтракать и ужинать. Терраса дает сочетание пребывания на воздухе с домашним комфортом и защищенностью. Раньше российский климат казался препятствием для террас. Но при современном уровне технических возможностей снег и сосульки уже не являются проблемой. Наконец, благодаря террасам, в «Итальянском квартале» появились технические ноу-хау. Вмонтированные в стены вентиляционные устройства решают вопрос с очищением воздуха и с поглощением посторонних запахов, поднимающихся в террасных домах снизу вверх.

ОКНА В СТИЛЕ ПАЛЛАДИО

Окна «Итальянского квартала» декорированы со всем возможным разнообразием. В некоторых из них можно увидеть в качестве источника вдохновения величайшего архитектора XVI века Андреа Палладио – загадочного мастера, чьи городские дворцы и загородные виллы являются не только памятниками архитектуры, но и самым удобным современным жильем. Окна, обрамленные рустом, с треугольными наличниками и замковыми камнями напоминают его палаццо Тьене в Виченце. Только в «Итальянском квартале» оконный декор растянут на два этажа.

ЭКСЕДРА

Два кольцевых корпуса «Итальянского квартала» украшает огромная арка-ниша. С одной стороны, это воспоминание о галерее Витторио Эммануэле в Милане, неоклассическом пассаже XIX века, соединяющем знаменитый театр Ла Скала и главный городской Собор. С другой стороны, есть и более конкретный источник вдохновения. Такая полукруглая ниша с полукруглым завершением называется экседра.

ЧЕРЕПИЧНЫЕ КРЫШИ

Черепичные крыши всех цветов и оттенков от оранжевого до бордового составляют колористическое очарование итальянских городов и деревень. За это мы их ценим, за это пытаемся запечатлеть на фотографиях. До сих пор в Москве и других российских городах относились к крышам как к технической, а не эстетической составляющей (собственно говоря, крыш в Москве почти не видно, потому что рельеф города не выражен, несмотря на семь холмов). В «Итальянском квартале» придуман отличный прием - ступенчатая композиция: это позволит любоваться фактурой черепичных крыш и жильцам дома, и остальным горожанам, проходящим мимо. Важно, что натуральная черепица красиво стареет, приобретает с годами все более живописную фактуру. «Итальянский квартал» станет кусочком Италии в центре Москвы. Что логично – Кремль у нас тоже итальянский.

АРОЧНЫЕ ГАЛЕРЕИ

Арочными галереями окружали ренессансные дворы. Михаил Филиппов выносит этот мотив на фасад одного из корпусов и совершенно преобразует его в духе XXI века. Дело в том, что по галереям обычно можно прогуливаться. А здесь мы видим пять рядов арок, поставленных друг на друга, каждый размером в два этажа. И у этих галерей, точнее лоджий, нет никакого пола (чего отчасти жаль, с полом было бы традиционнее, но функциональнее – заманчиво иметь такую роскошную лоджию с арками). Но пола нет. Выйти в эти лоджии нельзя. Зачем так сделано? Пятиярусные галереи образуют как бы экран вдоль стены, увенчанный фронтоном. Это красиво и хорошо структурирует фасад. Но это и выражает главную идею информационной эпохи – идею экрана, так сказать, тотального интерфейса. Только делает это на классический манер. Надо сказать, что почерк Михаила Филиппова, несмотря на виртуозное оперирование классической традицией, – это почерк архитектора именно XXI века. В этом почерке есть фирменные элементы, свойственные только Филиппову. Например, в большинстве его построек есть «лестница в небо». В «Итальянском квартале» такие «лестницы» образуются из ступеней-террас четырех радиальных корпусов. Ну, а смысл этого визуально завораживающего элемента кто-то найдет в христианстве, а кто-то в знаменитой песне группы Led Zeppelin.

ФРОНТОНЫ В СТИЛЕ АМПИР

Многие части фасадов «Итальянского квартала» венчают широкие фронтоны с полукруглым окном. Это очень популярный мотив стиля ампир (иногда вместо полукруглого окна бывает арка). Торжественный, театральный, «с нажимом», стиль ампир, порождение Наполеоновской империи, в разных странах проявил себя по-разному. В Москве прижился его итальянский вариант. Его принес в начале XIX века учившийся в Италии Доменико Жилярди, одаривший город Московским университетом на Моховой и Конным двором в усадьбе Кузьминки. Позднее мотив полюбили архитекторы Серебряного века. В «Итальянском квартале» ампирный фронтон тоже на месте. Выглядит эффектно и хорошо организует фасад.

ПОЛУКРУГЛАЯ КОЛОННАДА

Кто бы из архитекторов ни сотворил полукруглую или круглую колоннаду, она всегда будет ассоциироваться с грандиозным собором св. Петра в Риме. Один из его авторов, барочный архитектор Бернини, с помощью колоннады замкнул площадь перед собором в овал с двумя ответвлениями. С тех пор это не самый легкий, но самый красивый способ организовать городскую площадь. В Казанском соборе в Петербурге от круга остался полукруг, но площадь тоже – одна из лучших. Михаил Филиппов обыграл изюминку «Итальянского квартала» – наличие памятника архитектуры, колокольни церкви св. Николая Чудотворца. Сделал ее смысловым центром площади. А саму площадь создал с помощью полукруглой колоннады. В нее вливаются радиальные корпуса «Итальянского квартала». Кстати, в любом традиционном европейском городе жизнь квартала всегда протекала вокруг соборной площади. Возможно, строительство «Итальянского квартал» поможет вернуть зданию храма, в котором сейчас находится Союзмультфильм, его прежнюю функцию. И выйдет так, что новая архитектура восстанавливает городскую память. А люди получат храм и уникальную для Москвы площадь с колоннадой - центр общественной жизни и место для прогулок.


Ньюсмейкер: ГУТА-Девелопмент — 24 публикации
Поделиться:

Интересно:

Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
24.04.2024 18:02 Новости
Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
Учёные Крымского федерального университета обнаружили поселение позднего бронзового века на территории Караларского природного парка в керченском Приазовье. Об этом сообщила заведующая отделом естественнонаучных методов в археологии Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ...
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
24.04.2024 17:05 Новости
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
Минэкономразвития России актуализировало данные по деятельности социальных предпринимателей в экономике в целом и в региональном разрезе. На январь 2024 года в России зарегистрировано почти 11 тысяч социальных предприятий. Из них 7,8 — тысяч...
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
24.04.2024 12:43 Новости
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
Российское военно-историческое общество объявляет о начале творческого конкурса на лучший архитектурно-художественный проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске. Подача конкурсных проектов авторами осуществляется до 18 часов 00 минут по московскому времени 20 мая 2024 года. В...
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
24.04.2024 10:33 Новости
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
В Доме Российского исторического общества был представлен первый вышедший том академического издания «История России. В 20 томах».  «История России. В 20 томах» — масштабный проект по написанию единой, научно выверенной отечественной истории. Идея создания подобного проекта была...
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
24.04.2024 09:06 Новости
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
Предприниматели обязаны следить за правовыми нововведениями и своевременно менять подходы к работе, а городские власти им в этом помогают. Законодательство в сфере торговли меняется и совершенствуется в интересах потребителя — это касается продажи алкогольной продукции и товаров с обязательной...